Коллекцию Андрей Мятиев хранит в складских контейнерах в Подмосковье
В доме на Петровско-Разумовской аллее проживает 46-летний Андрей Мятиев. Более 30 лет он собирает велосипеды и все, что с ними связано. У него есть велики, которые делали под конкретного спортсмена, пластмассовые, одноколесные, военные, полулежачие, без руля и даже способные разгоняться до 90 километров в час.
Искал на чердаках и свалках
Андрей Мятиев собирает велосипеды с детства.
— Однажды соседи хотели выбросить ржавый советский мотоцикл, на котором их дедушка приехал с войны, но я забрал, — рассказывает Андрей. — Потом понял, что отреставрировать мотоцикл не смогу и хранить его мне негде. Узнал в журнале о клубе «Следопыт автомотостарины», пришел туда и подарил мотоцикл первому встречному. Потом стал ходить на мероприятия клуба, но денег на покупку машин и мотоциклов не было, и я заинтересовался более доступными объектами — старинными велосипедами.
Андрей искал их по свалкам металлолома, заброшенным чердакам и подвалам. Летом в выходные дни разъезжал по старым дачным поселкам.
— Я приезжал на современном велосипеде к местному магазину и поджидал покупателей на старых великах. У кого-то их приобретал, а с кем-то просто менялся — отдавал свой, — говорит коллекционер.
Сейчас информацию Андрей добывает в Интернете — на специализированных форумах и в группах в социальных сетях.
Ради редкого «Дукса» бросил все
Коллекция Андрея Мятиева — самая большая в России. В ней есть документы, спортивные трофеи, одежда, фотографии, кинохроника, имеющая отношение к истории велосипедного дела. В его собрании 780 велосипедов, не считая деталей. Самый старый — костотряс 1865 года.
— Его так назвали потому, что у него деревянные, с кованым ободом колеса и при движении на нем сильно трясет. Купил велик во Франции. Он принадлежал богатому дворянину, который покатался на нем пару лет и спрятал в подвал, где он и простоял 150 лет, — говорит Андрей.
Долгие годы Андрей гонялся за «Дуксом боевым» — российским военным велосипедом, который производили в 1916-1917 годах и создали всего 682 экземпляра.
— На тот момент это был самый совершенный военный велосипед в мире. Он мог складываться, что давало солдатам удобство и мобильность. Знакомый выкопал в траншее под Псковом раму с вилкой. Я все бросил и поехал забирать. За восемь лет доукомплектовал его и восстановил.
Свою коллекцию Андрей хранит в складских контейнерах в Подмосковье. Ценные экземпляры консервирует: наносит силиконовую смазку, которая защищает от ржавчины.
Женщинам нельзя
До революции в Российской империи существовало всего два завода, где производили велосипеды, — фабрика велосипедов «Россия» А.Лейтнера и Ко в Риге и «Дукс» в Москве, в районе нынешней улицы Правды. В 1970-80-х годах в Советском Союзе работало уже около 20 велозаводов.
— До Великой Отечественной войны велосипеды являлись предметом роскоши. А в XIX веке для женщин ездить на великах считалось верхом неприличия. Так, писательница и феминистка Лидия Лашеева в 1895 году стала первой дамой, официально получившей разрешение для езды по Санкт-Петербургу, — говорит Андрей.
Свои исследования Андрей Мятиев объединил в книге «Велосипед в дореволюционной России», часто публикует исследовательские статьи в тематических группах в социальных сетях. Сейчас он готовит к выпуску серию книг по истории советской велосипедной промышленности.
Свежие комментарии