В народе называют Хлебным 29 августа, или Ореховым, Спасом. В церковном календаре на этот день приходится праздник Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Чудесный образ, по преданию, появился при земной жизни Спасителя. Тогда восточный царь Авгарь, заболев, отправил придворного художника Ананию в Палестину, чтобы сделать портрет Христа.
Анания с задачей не справился. Но Христос пожалел его: умылся, промокнул лицо — и на ткани отпечатался Божественный лик. Святыня излечила Авгаря и многих других людей. В 994 году её торжественно доставили в Константинополь. Тот день стал христианским праздником.А при чём тут орехи? В том-то и дело, что ни при чём. Можно вспомнить и о празднике Преображения Господня (19 августа), который в народе называют Яблочным Спасом. Есть и Медовый Спас (14 августа), приходящийся на церковный праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Какой-либо связи между важными событиями христианской истории и орехами, яблоками, мёдом не существует. Но многие поколения земледельцев ещё до принятия христианства устраивали языческие праздники в честь созревания плодов. Перед первыми священниками на Руси стояла задача убедить народ в том, что идолы — ничто, деревяшки. Но плоды нового урожая — действительно достойный повод для радости.
В итоге Церковь не стала лишать крестьян привычных торжеств, ломать древние традиции, а включила их в свою духовную орбиту, наполнила новым содержанием.
— В Греции в храмы несут созревший виноград, а у нас яблоки, — говорит настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов.
— Суть от этого не меняется: люди благодарят Бога, освящают урожай.
Те, кто читал Библию, могут найти в этих народных праздниках и свой богословский смысл. Согрешившему Адаму Господь сурово пообещал, что он будет жить впроголодь, питаться полевой травой. Поэтому мёд, орехи, фрукты воспринимаются верующими как Божия милость, знак любви и прощения.
Свежие комментарии