
Эксперты обсудили здоровье граждан, жилье и транспорт в мегаполисеЖителей столицы и московских предпринимателей больше всего волнуют проблемы экологии, транспорта и развития города в целом. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на открытии прошедшего в столице Московского урбанистического форума.
Событие объединило в парке «Зарядье» более 300 экспертов из 39 стран мира.Постиндустриальный город
Форум проводится уже девятый год подряд. Каждое лето эксперты со всего мира собираются в столице России, чтобы обсудить самые актуальные проблемы развития мегаполисов. По словам мэра, изначально темой ежегодной московской «ассамблеи» должна была стать экономика. — Но городская повестка, запросы горожан говорили о другом. Вопросы бизнеса очень важны, но, тем не менее, главные проблемы Москвы лежали в несколько иной плоскости, — пояснил Собянин. Он отметил, что с каждым годом в столице как снежный ком нарастали проблемы. Они были связаны с экологией, с транспортом, со скученностью населения, с дискомфортом, со стрессами. Москва постепенно становилась всё менее пригодной и комфортной для жизни. По мнению мэра, город прошёл стадию индустриального развития: экономика стала экономикой услуг. В этой ситуации появилась необходимость инвестировать прежде всего не в станки, а в развитие человека. В том числе — в создание для каждого горожанина удобной городской среды.
Развитие города влияет на здоровье человека
Именно здоровье человека в мегаполисе стало главным предметом обсуждения на форуме в этом году.
— Urban Health — дословно «городское здоровье» — это новый взгляд на то, что мы делаем, чем занимаемся. Посмотрим, как те или иные технологии, то или иное развитие города влияет на здоровье города, на здоровье горожан, — пояснил Сергей Собянин. По его словам, в последние десятилетия продолжительность жизни в городах растёт с большей динамикой, чем в сельской местности. За последние 100 лет удельный вес городского населения Земли вырос до 55%. При этом растёт и динамика хронических заболеваний, связанных с неподвижным образом жизни, питанием, стрессами. Вопросы, связанные не только со здравоохранением, но и с городской средой, образом жизни, с тем, как они влияют на здоровье горожан, чрезвычайно важны и актуальны. Однако главная проблема заключается в ошибочной градостроительной политике. Только если всё это исправить, можно будет создать комфортную городскую среду для здоровой, благополучной и долгой жизни людей.Больше пешеходных зон
Несколько лет в центре столицы шло масштабное благоустройство. Многие скептики сомневались в целесообразности создания в пределах Садового кольца такого количества мест для пеших прогулок. Однако выяснилось, что Москва лишь следовала общемировой практике. — Такие инициативы, как программа Лондона по развитию пешеходных улиц и активности физической, в Москве ведутся не первый год. Программа «Моя улица» — на сто процентов программа Urban Health, — отметил в своём выступлении на форуме Сергей Собянин. Через год после завершения основного этапа благоустройства центра Москвы стало очевидно, что удобные для прогулок бульвары, скверы и парки притягивают людей на улицу, создают безопасную, комфортную среду, в которой горожанину становится приятно гулять. — Очевидно: горожане не могут жить по принципу «работа — транспорт — дом». Им нужно общение, общественное пространство, нужна физическая активность, в конце концов, они должны почувствовать себя городским сообществом. Это прямой путь к снижению городского стресса, к созданию ощущения, что ты живёшь в комфортной среде, — сказал мэр Москвы. Сегодня, судя по результатам исследования, проведённого международным агентством PwC, Москва — один из самых зелёных мегаполисов мира. Площадь парков, скверов и бульваров у нас больше, чем в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине. При этом около 90% горожан имеют места для прогулок в шаговой доступности.
Обеспечить горожан бюджетным жильём
В Москве реализуется программа реновации. Переселение жителей пятиэтажек в новые квартиры позволит сократить отставание нашего города от мировых мегаполисов. По показателю обеспеченности населения жильём пока эта цифра составляет всего 20 квадратных метров на человека. Для сравнения: в Берлине этот показатель равен 39,4 кв. метра, а в Лондоне почти 36 квавадратных метра. Программа реновации обеспечит новым жильём почти миллион горожан. В новых кварталах будет создана современная инфраструктура для отдыха, труда и развития. В городе выбрали и утвердили 329 стартовых площадок. На них можно построить 4,8 миллиона квадратных метров жилья. Идут проектирование и строительство 300 новых домов. Сегодня по программе сдано 43 дома, 116 домов строят, из них 12 введут до конца этого года. Уже переехали в новые квартиры 8 тысяч москвичей. К концу этого года начнётся переселение ещё 12 тысяч человек.
Найти работу рядом с домом
По оценкам экспертов, в районах, где построят новые кварталы, появится не только жильё — здесь вырастет число рабочих мест. По прогнозам, их будет больше на 52%. Стоит помнить, что реновация станет ещё одним шагом к сокращению так называемой маятниковой миграции — так на языке урбанистов называются ежедневные, иногда многочасовые, поездки жителей мегаполиса к месту работы и обратно домой. Основной ошибкой «старой» градостроительной политики столицы была избыточная концентрация рабочих мест в центре. За счёт строительства коммерческой недвижимости за пределами центра ситуацию удалось изменить. В последние годы 87% новых рабочих мест создано за пределами Третьего транспортного кольца.
Как будет развиваться транспорт
В Москве активно развивается транспортная система. Как подсчитали специалисты, по темпам дорожного строительства Москва уступает сегодня лишь Пекину и входит в тройку лидеров по темпу прироста протяжённости дорог. С начала года в Москве введено в эксплуатацию 18 километров линий столичной подземки и 8 новых станций. До конца года планируется сдать ещё 6 станций и 14,4 километра линий. В ближайшие два года в городе появится совершенно новый вид транспорта — метро наземное. По радиальным линиям электричек через центр города поедут современные поезда «Иволга». Это проект «Московские центральные диаметры».
Выравнять качество жизни центра и окраин
Ещё одна интересная инициатива столичных властей — программа устойчивого и равного развития всех городских территорий. Программа «Мой район» должна устранить существующее пока неравенство центра и окраин. — Эта идеология активно поддерживается городским сообществом. И вместе с горожанами, я считаю, нам удастся в ближайшее время сделать ещё один шаг к созданию равенства горожан, к доступности комфортной городской среды. Это очень важно, — сказал мэр Москвы Сергей Собянин. Он пояснил, что власти города всегда занимались тем, чтобы у каждого москвича были в районе достойная общеобразовательная школа, качественная поликлиника. Чтобы дети развивали своё эстетическое восприятие мира в художественных и музыкальных школах, посещали дома культуры и гуляли в прекрасных парках. — Чтобы каждый независимо от места проживания чувствовал себя одинаково комфортно, чувствовал себя москвичом, — отметил он.
Свежие комментарии